К сильно сжатым фото
К слабо сжатым фото

Отчет о велопоходе, совершенном группой туристов из г. Саратов по маршруту г. Вольск – г. Хвалынск – г. Вольск с 30.04.2009 по 03.05.2009

 

Нитка маршрута: ст. Вольск-II – Верхняя Чернавка – Тепловка – Куликовка – Апалиха – Селитьба – Хвалынск – Селитьба – Апалиха – Куликовка – Терса – Клены – Большевик – Вольск – ст. Вольск-II.

 

Содержание

 

1.      Цели и задачи похода;

2.      Сведения об участниках;

3.      Сведения о районе похода и общая характеристика маршрута;

4.      График движения группы;

5.      Перечень снаряжения:

5.1 Групповое,

5.2 Личное снаряжение;

6.      Итоги. Выводы. Рекомендации;

7.      Дневник похода.

 

Вид туризма - велосипедный.

 

Район путешествия – Среднее Поволжье.

 

Категория сложности – отсутствует.

 

Протяженность (по велокомпьютеру) – 260 км.

 

Продолжительность – 4 дня.

 

1. Цели и задачи похода

 

1) Ознакомление с новым для нас видом туризма;

2) Подготовка к летнему велопоходу по горам Краснодарского края;

3) Осмотр достопримечательностей;

4) Активный отдых на природе.

 

2. Сведения об участниках

 

Фамилия, Имя

Год рождения

Опыт в велотуризме

Опыт в других видах туризма

Велосипед

Обязанности в походе

Метальников Александр

1983

ПВД

пеший поход по Кавказу

GT Avalanche 2.0, контактные педали

Организатор, завхоз, специалист по связям с общественностью

Муругов Константин

1982

ПВД

-

Jamis Ranger XR (custom)

Штурман, фотограф, летописец

Муругова Яна

1983

ПВД

-

Jamis Ranger XR (custom)

Медик

 

3. Сведения о районе похода и общая характеристика маршрута

 

Маршрут проходил по территории, приблизительно на треть занятой лесами, преимущественно лиственными, кое-где хвойными. Остальную площадь занимает степь, процентов 5-10 от всей территории – распаханные поля. Населенные пункты в виде деревень расположены в этих местах на расстоянии 15-20 километров друг от друга.

На 30-40% маршрут проходил по асфальту, остальное составляли разной степени (не)проходимости грунтовки.

Родники на нашем пути попадались исключительно в населенных пунктах.

Недостатка в дровах не было ни малейшего – за сушняком даже не надо было уходить от мест стоянки.

Видели разных животных: лося, косулю, зайцев, огромное количество сурков, стоящих столбиками у своих нор и издающих короткий, похожий на птичий, свист.

Заметили четыре разных вида весенних цветов, в том числе занесенный в Красную книгу сиреневый прострел.

 

4. График движения группы

 

День пути

Участок

Километраж (по намеченному маршруту по карте)

Средняя скорость за день (по моему велокомпьютеру)

Ходовое время за день (по моему велокомпьютеру)

Дневной километраж (по велокомпьютеру)

1

ст. Вольск II – д. Верхняя Чернавка

7

11,1

5:03

56

д. Верхняя Чернавка – д. Тепловка

18

д. Тепловка – д. Куликовка

23

д. Куликовка – ночевка вблизи Поповой шишки

5

2

ночевка – д. Апалиха

5

12,5

5:53

74

д. Апалиха – д. Селитьба

12

д. Селитьба – г. Хвалынск

29

г. Хвалынск – Пещера монаха

7

3

Пещера монаха – г. Хвалынск

7

12,7

6:19

81

г. Хвалынск – д. Селитьба

29

д. Селитьба – д. Апалиха

12

д. Апалиха – ночевка вблизи Поповой шишки

5

4

ночевка – д. Куликовка

5

11,7

4:23

52

д. Куликовка – с. Терса

18

с. Терса – п. Клены – п. Пионер – п. Большевик – г. Вольск – ст. Вольск II

20

 

5. Перечень снаряжения

 

5.1 Групповое

 

 

Наименование

Количество

1

Палатка 2-местная

2

2

Котелок

1

3

Компас

1

4

«Атлас автомобильных дорог Саратовской области» масштаба 1:500000

1

5

Фонарь

1

6

Фотоаппарат

1

7

Медаптечка

1

8

Ремнабор

Камера 26 дюймов

4

 

Велоаптечка

1

 

Смазка

1

 

Мультиключ

2

 

Гаечный ключ на 15 (для педалей)

1

 

Выжимка для цепи

1

 

Тормозные колодки

2 пары

 

Насос

2

 

5.2 Личное снаряжение

 

Стандартное.

 

6. Итоги. Выводы. Рекомендации

 

Санек преодолел маршрут на контактных педалях (причем эта поездка стала для него первой на них, первой с велорюкзаком и первой в этом сезоне), и так положительно отзывался о достигаемой благодаря им экономии сил, что в течение недели после похода и я начал осваивать контакты.

Две ошибки, допущенные нами при подготовке к походу:

1)      При планировании похода переоценили свои силы, поэтому были вынуждены больше чем хотели проехать по асфальту, и не успели осмотреть все, что собирались, в Хвалынске.

2)      Карта масштаба 1:500000 недостаточно подробна для велопутешествия, особенно в местности с такой густой сетью грунтовых дорог. На второй или третий день пути мы даже перестали пользоваться компасом, из-за невозможности точного определния своего положения достаточным стало ориентироваться по солнцу.

Моей ошибкой в походе была недостаточно подробная фиксация показаний времени, километража и состояния дороги по участкам пути.

Несмотря на все это, наш первый опыт велопутешествия нам очень понравился и мы полны решимости в будущем совершить еще не один велопоход. Санек так и вовсе обмолвился о том, чтобы повторить наш маршрут в одиночку.

 

7. Дневник похода

 

Предыстория

 

Поездка эта замышлялась как репитиция и тренировка для июньского десятидневного похода по Краснодарскому краю. Именно поэтому до Вольска и обратно решено было поехать не на электричке, а на позде дальнего следования – чтобы попробовать размещать велосипеды в плацкартном вагоне. Окрестности Хвалынска как нельзя лучше подходят для тренировки езды в гору. Ну и к тому же там просто красивая природа и ряд достопримечательностей, которые мы планировали осмотреть, приехав в Хвалынск к середине дня 1-го мая за сутки до отъезда оттуда.

Татьяна Жесткова, которая собиралась также принимать участие в походе, не смогла поехать по состоянию здоровья.

В течение месяца перед путешествием мы закупали экипировку. Мы с Яной приобрели двухместную палатку «Вега 2 Si/Sc» и спальники «Гоби» питерской фирмы Снаряжение. У Санька уже была двухместная (но значительно больше нашей) палатка «Denali II» фирмы Salewa и спальник.

Неоднократно из разных источников перепроверяли то, что разобранные и упакованные велосипеды можно перевозить с собой в поезде без дополнительной оплаты. На всякий случай распечатали раздел правил железнодорожных перевозок с соответствующим пунктом.

В течение недели перед поездкой наши с Яной велосипеды пережили капитальный апгрейд в мастерской AllTech. У моего байка поменяли подседельный штырь, систему с шатунами и каретку. У Яниного – то же самое кроме штыря, плюс заднее колесо, кассету, цепь и задний переключатель с манеткой. В результате она первый раз села на наполовину новый велосипед уже в день начала путешествия.

 

29 апреля (день накануне)

 

У меня на работе наметился аврал, усугубленный тем, что на 30-е я отпросился. Пришлось вечером отвезти Янин велосипед из мастерской домой, а затем вернуться на работу и проворочать затуманивающимися мозгами до 11 вечера. Затем Санек заехал за мной на машине, мы поставили ее на стоянку возле дома и где-то в полночь прибыли к Яне.

 

30 апреля (день первый)

 

До трех часов ночи ужинали, собирали наши с Яной вещи, упаковывали рюкзаки. Санек впервые попробовал разобрать велосипед и упаковать в велочехол.

Легли спать в три. Я, как самый медлительный в сборах, поставил будильник на полчетвертго, Яна на без четверти четыре, Санек на четыре ровно. Поспать чуть-чуть как ни странно все-таки удалось, даже мне.

Примерно в 4:50 выехали. На Янин велосипед нацепили одну на всех фару, на мой багажник скотчем примотали фонарь. Санек, не подумав, закрепил свой задний фонарь стандартным образом на подседельном штыре, в результате его заслонял рюкзак, так что Александру пришлось ехать между Яной и мной. Ехать по ночному городу, да еще преимущественно под гору, оказалось легко и приятно. По приезду к вокзалу состоялось первое падение не привыкшего к контактным педалям Санька. Наш поезд Баку-Тюмень уже прибыл. Мы по подземному переходу выбрались на перрон и принялись лихорадочно упаковывать велосипеды. Получалось все, по крайне мере у меня по первому разу, не очень ловко и быстро и заняло минут 25. В течение всего этого времени нас окружало кольцо ехавших в поезде мужчин не очень северной национальности, которые стоя буквально в паре метров сосредоточенно и безмолвно взирали на наше пыхтенье. Ловил себя на мысли, что чуть-чуть так потренировавшись, можно будет идти выступать в цирке. Упаковавшись, погрузились наконец в вагон. Сперва поставили все вещи в тамбуре, а оттуда уже не спеша перенесли в наши два купе. Проводница не выразила ни малейшего удивления или неудовольствия при виде нашего багажа, только спросила, почему мы так поздно сели (за две минуты до отправления поезда по расписанию в 5:58). Не пришлось даже доказывать, что на велосипеды не нужна багажная квитанция. Соседи по купе тоже не стали возмущаться по поводу наших громоздких вещей и раннего вторжения.

Мы с Яной ехали в одном купе с разговорчивой женщиной, вспоминавшей как в студенческие годы ее друзья ездили на велосипедах от Самары до моря, и не особо общительным мужчиной. Наши упакованные велосипеды люди принимали за байдарки. Пару часов удалось поспать. На подъезде к Вольску была какая-то станция, на которой на перроне стояло множество бабулек, продававших кроме еды огромное количество разноцветных мочалок. Мы решили, что мочалкоплетение это местный народный промысел.

В 9:36 прибыли на станцию Вольск II, состоящую из небольшого здания самой станции и нескольких частных домов рядом, и окруженную лесом. Таксист спросил, куда нас подвезти, на что мы гордо ответили, что у нас свой транспорт. Собрали велосипеды, проверили тормоза, работу велокомпьютеров, взглянули на карту и в 10:18 наконец тронулись в путь.

Не успели мы проехать и пару километров, как возникли сомнения относительно направления нашего движения. Санек остановил встречный КАМАЗ, водитель показал, как выехать на нужную нам дорогу. Девять километров до Верхней Чернавки проехали по асфальту, преимущественно под уклон, со скоростью порядка 30 км/ч. Увлеченные скоростью, проскочили на несколько сот метров нужный поворот, зато нашли первый на нашем пути родник.

Вернулись к нужной развилке и поехали по грунтовой дороге, ориентируясь на расположенный в трех километрах к северо-востоку выступ лесного массива. Двигаться пришлось слегка в гору и по очень сыпучему грунту, так что подъем нас совершенно измотал, несмотря на скорость около 5 км/ч. На дороге и рядом попадалось много нор сантиметров до 30 в диаметре неизвестного происхождения. Было жарко, мы помногу пили. Въехали в местность, густонаселенную неопознанными летающими насекомыми, наподобие мух или слепней. Когда мы, передохнув в тени у деревьев, вернулись к оставленным на солнце велосипедам, то обнаружили, что они буквально облеплены этими созданиями. Они казались довольно сонными, возможно поэтому никого не укусили (если конечно они вообще кусаются). С трудом согнав их с байков, мы поехали быстрее обычного, чтобы от них оторваться. Основную кучу оставили позади, но еще некоторое время нам попадались отдельные экземпляры. Мы планировали проехать по указанной на карте грунтовке 8 километров до развилки, откуда должна была вести 10-километровая дорога через лес до Тепловки. На практике выяснилось, что местность содержит множество дорог и тропинок, не обозначенных на карте масштаба 1:500000. В результате, проехав 9 или 10 километров, мы поняли, что пропустили нужную дорогу, и свернули в лес в предположительно правильном направлении.

Ехали по когда-то укатанной, но видимо давно не используемой и поэтому густо заросшей подлеском дороге. Видели вдали косулю. В одном месте обнаружили что-то вроде загончика для скота. Сочетание тяжелого подъема, жары, жажды, насекомых, сложной дороги и осознания того, что мы заблудились, привело нас в довольно подавленное состояние (воду мы стали экономить, поскольку не знали, когда сможем пополнить ее запасы). Лично я уже ощущал себя путником, бредущим без питья по Сахаре. Когда мы уже выехали из леса и нашему взору открылось поле с зеленой травой, я испытал острое желание ее погрызть, такой сочной и свежей она показалась. Санек видимо сохранил максимальное присутствие духа, поскольку убеждал нас, что дорога обязательно выведет к деревне, больше ей просто некуда вести.

Так оно и получилось, причем на въезде в деревню обнаружилось подобное оазису озеро с родником. Несмотря на то, что в воздухе стоял забористый запах навоза, а вода в озере была беловатой, мы с Яной утолили жажду. Только Санек стал осторожничать и прежде чем пить, съездил на разведку в деревню, где выяснил, что вода питьевая. Мы намочили футболки и все вместе двинулись в деревню, желая купить свежего молока. Молока нигде не оказалось, зато нам объяснили, как можно существенно сократить дорогу до Куликовки, не делая большой крюк по обозначенным на карте дорогам.

Мы решили устроить обеденный привал и чуть углубились в окружающий Тепловку сосновый лес, часть особо охраняемой природной территории – «Меловых склонов с растениями-кальцефилами». Развели костер, пообедали и двинулись дальше. Увидели на дороге в лесу лося. Сфотографировали его издалека, стали подходить ближе, лось некоторое время стоял, но в конце концов все-таки убежал, видимо испуганный громким Яниным предложением конфет. Дальше попался на дороге заяц, который тоже не очень-то торопился от нас убегать. Без особых приключений добрались до Куликовки. Остановились спросить дорогу и купить воды в магазинчике, продавщица охотно стала объяснять, затем из дома напротив вышел ее отец, Николай Николаевич, и проявил еще больше внимания к нам. Помимо того, что он выразил радость, что еще сохранились люди, занимающиеся туризмом, объяснил дорогу до Апалихи на словах, нарисовал ее на двух кусках картона и напугал водящимися в округе волками, он еще и узнал номер сотового Санька, оставил нам свой номер и взял обещание, что если у нас будут какие-то проблемы, мы ему позвоним (впоследствии он еще несколько раз звонил узнать, как у нас дела).

До Апалихи оставалось 10 километров, первая половина из которых подъем, вторая спуск.

Николай Николаевич описывал дорогу как очень труднопроезжаемую, но нам она показалась отличной. Часть пути проходила между красивыми высокими соснами. Скоро уже должно было темнеть, поэтому мы решили остановиться на ночевку на половине пути, на одном уровне с расположенной строго посередине между деревнями горой Попова Шишка, но к западу от нее. Сначала отошли от дороги в сосновый лес, но там было мрачно, труднопроходимо, Саньку померещилось какое-то животное, о чем он неосторожно нам сообщил, и Яна наотрез отказалась там ночевать. Двинулись дальше по дороге. У Яниного велосипеда заклинило цепь, Санек ее быстро поправил. Доехали до березового леса, здесь оказалось не так мрачно и в девять часов вечера, уже в темноте, стали разбивать лагерь. Поужинали и в полночь легли спать.

 

1 мая (день второй)

 

Ночью Яна слышала, как кто-то тыкался в нашу палатку на разной высоте, и пробегал рядом. Дежурный (Санек) поднялся в 6:00, остальные в 6:30. При свете вокруг лагеря обнаружилось много следов животных. Поели макарон, сваренных нечаянно на газированной минеральной воде. Тронулись в путь в 8:40.

Начался второй день пути очень легко – несколько километров под гору. Миновали озерцо (в нем помыли посуду) с коттеджем, в котором, по словам Николая Николаевича, останавливаются, когда приезжают на охоту, Ястржембский – бывший помощник президента, и некто Стас Михайлов. Рядом с коттеджем находятся две клетки. В одной из них пара собак (подозрительно смахивающих на волков), а в другой молодой медведь. Пока я фотографировал медведя, Санек поймал небольшую змею, по его уверениям ужа, и напугал меня, неожиданно показав. От коттеджа мы некоторое время ехали вдоль речки Терса и добрались до деревни Апалиха (ударение на третий слог). Она, похоже, была самой крупной из всех нам попадавшихся. В частности, в ней мы даже увидели два памятника. На несколько сот метров к нашему велопробегу присоединился местный житель, показавший дорогу до магазина. Мы, развращенные цивилизацией, купили мороженое, сок, бананы, съели все это и решили в этот день ехать без обеда. Санек уговорил продавщицу налить нам в бутылку 100 г подсолнечного масла (до этого еду готовили без масла). Здесь в Апалихе мы впервые в путешествии увидели местного жителя на современном горном велосипеде. Набрали воду в колонке, расположенной рядом с домом человека, у которого узнали дорогу до Селитьбы. Он же упомянул, что где-то по пути будет деревня сектантов.

От Апалихи километров десять мы ехали по асфальту через горы. Сначала был крутой затяжной подъем посреди меловых склонов, потом длинный спуск. У меня есть подозрение, что мы поехали не по той дороге на карте, по которой собирались, а южнее. Так или иначе, в конце концов выехали, куда было нужно. Пытались остановить машину, чтобы уточнить наше местоположение, но машина проехала мимо.

Перед самой Селитьбой форсировали вброд речушку Новояблонку в этом месте метров десять шириной и небольшой глубины, такой, что вода не доставала до велорюкзаков. Вода оказалась такой холодной, что ноги сводило судорогой. В Селитьбе видели много нежилых полуразрушенных домов. В одном дворе увидели второй за время пути горный велосипед рядом с трактором, который чинил молодой человек, видимо владелец байка. Магазин оказался закрыт на обед (как выяснилось позже, напротив него был еще один, но тогда мы об этом не знали). Понимая, что если продолжать движение по запланированному маршруту по грунтовкам, то мы скорее всего не доберемся до Хвалынска до пяти часов (мы думали, что до этого времени работает лесничество, где надо брать разрешение на ночевку в лесу), мы решили поехать до Хвалынска по трассе. Устроили небольшой перекус в лесополосе и в 13:30 выехали на шоссе.

До Хвалынска оставалось 27 километров по хорошему асфальту. Нам повезло, и попутных машин было мало. Примерно 15 километров предстояло ехать преимущественно в гору. Мы планировали устроить маленький отдых на 12 километрах, но когда уже проехали их, вдруг открылось небольшое второе дыхание, и мы преодолели лишний километр. Посидели в придорожной беседке. Стало холодать. Последние 5 километров перед поворотом на Хвалынск ехали в основном под гору. В одном месте, где было ограничение скорости 40 км/ч, Санек остановился уточнить оставшееся расстояние у ГИБДД-шника, который в шутку заподозрил нас в нарушении скорости. И не зря, лично у меня там велокомпьютер показал 50 с лишним км/ч. От поворота на Хвалынск дорога продолжала идти преимущественно под уклон, среди высоких склонов. Издали стала видна Волга, с которой дул сильнейший ветер. Слева от дороги на меловом склоне как будто бы ведется какая-то разработка.

К пяти часам приехали в лесничество, расположенное сразу у въезда в Хвалынск. Там Санек представил нас как чрезвычайно опытных туристов. Нам бесплатно дали билет на ночевку рядом с местной достопримечательностью, так называемой Пещерой монаха. Как оказалось, в выходные дни лесничество работает до восьми вечера, так что особо торопиться нам было не обязательно. Гостеприимная женщина-администратор провела нас по лесническому зоопарку. Там мы увидели флегматичную кабаниху, чрезвычайно подвижного волка, который непрерывно бегал вдоль трехметровой стенки своей клетки, как бы для поддержания формы, козу в одной клетке с лосем, который тянул к нам морду и облизывал забор, словно он намазан чем-то вкусным, спящих оленей и разных птиц, в том числе издававшего громкие звуки орла-могильника, символично расположенного как раз напротив волка. В другой части лесничества пообщались с пони и большими лошадьми, одна из которых охотно давала себя гладить, но и попыталась укусить Санька. Яна боялась кормить лошадей, поэтому активно кормила и гладила пони. Их было два черных и одна девочка коричневого цвета с гривой больше чем у других. Скормили им четыре конфеты, последним подошел к забору содержащийся здесь же белый верблюд, но ему уже не досталось. Рядом с въездом в лесничество живет семья верблюдов обычного цвета, в которой на Пасху родился верблюжонок. Один из взрослых верблюдов проявлял признаки агрессии, причем не только к нам, но и к верблюжонку. Видя, как его морда наполовину покрылась слюной, мы очень осторожно и быстро выехали из лесничества, стараясь держаться как можно дальше от ограды, за которой содержится этот монстр.

Проехав несколько километров по Хвалынску и его окрестностям, мы приехали к экологической тропе. На пути у моего велосипеда несколько раз переставала включаться первая передача спереди. Проблему я решил варварски отгибая рамку переднего переключателя в нужную сторону. Экологическая тропа длиной полтора-два километра проходит по очень пересеченному рельефу. На одном из подъемов здесь я впервые повел велосипед в руках. На тропе находятся следующие достопримечательности – Лесные лекари, родник, ущелье, поляна любви (на ней стоит дерево, на ветви которого вешают завязки и загадывают желания), и собственно пещера монаха. К последней мы с Яной сходили вдвоем, оставив Санька на том месте, откуда решили свернуть с тропы для ночевки. Рядом с пещерой тоже находится дерево с завязками, причем кто-то щедро оставил рядом целый пакет с разными тряпочками-веревочками для будущих посетителей. Пещер здесь собственно две. В одну из них я залез, внутри это оказался натуральный погреб. Во вторую лаз совсем узкий, туда лезть не стал.

С тропы мы с трудом спустились через густой подлесок к месту ночлега в 20:10. Там обнаружились как специально приготоволенные для нас яма, в которой мы развели костер, и коряга, которую мы использовали для подвешивания котелка. Из-за сильного ветра сделали большой круг безопасности вокруг костра, убрав листву. Было холодно. Легли спать в 23:00.

 

2 мая (день третий)

 

Дежурный (я) поднялся в 5:30. Ужаснулся при солнечном свете количеству каши на стенках котелка, в котором мы накануне варили чай. Остальные встали в 6:00. Тронулись в путь в 8:25.

Начало пути оказалось совершенно неразминочным – несколько сот метров пешком карабкались через подлесок вверх по крутому склону. Проезжая мимо родника, бросили в него каждый по монетке. До Хвалынска спускались на большой скорости по асфальту. Заехали попрощаться в лесничество.

Без особых происшествий доехали до трассы. Купили с машины мед, который нам налили в пластиковую бутылку. Едя по трассе, обогнали попутный трактор, причем Яну он залихватски подрезал. Видели на дороге сбитую лису.

В Селитьбе купили в магазине разных продуктов, в том числе просроченные ряженку и снежок, которые впоследствии неблагоприятно сказались на нашем пищеварении. Устроили небольшой привал у Новояблонки. Форсировать ее решили по-разному. Я пошел отработанным способом вброд. Яна с Саньком решили перейти по бревну в более узком месте. Бревно оказалось непригодным для переправы, поэтому рюкзаки они перебросили с одного берега на другой, потом кое-как переправили велосипеды и перешли сами. Накидав всяких деревяшек, мы даже устроили там небольшую запруду.

Встретили двух местных мальчишек, которые рассказали, что в окрестностях Селитьбы водятся волки, которые иногда даже подходят к деревне. Хотели выехать к Апалихе вчерашней дорогой, но заблудились и отклонились на запад. Санек нечаянно переехал ужика. Выехали к Апалихе с незнакомой стороны. Спросили дорогу у сидящей на лавочке женщины в шубе и меховой шапке. При виде ее живо вспомнили предупреждение о деревне сектантов.

В Апалихе перекусили за столиками у магазина.

К 19:45 приехали к своему первому месту ночевки и там же снова разбили лагерь. Впервые удалось засветло поставить палатки, благодаря тому, что разведение костра и приготовление ужина Яна целиком взяла на себя. Ужиная, наблюдали шмыгающих кругом мышей (только их и слышали ночью). Легли спать в 22:50.

 

3 мая (день четвертый)

 

Дежурная Яна встала в 6:00, остальные в 6:30. Выехали в 9:15.

Быстро спустились в Куликовку, где нас ждал Николай Николаевич, которого мы заранее по сотовому попросили оставить нам молока. Тремя литрами молока и хлебом он угостил нас бесплатно. Для молока нам вынесли фарфоровые кружки. Николай Николаевич Пластинкин много рассказывал. Про то, как в юности выпросил у родителей два десятка яиц, обменял на двух кроликов, и из них наплодилось количество кроликов, достаточное, чтобы приобрести велосипед – кадрить девушек и ездить в техникум. Про то, как на практике в техникуме приходилось вставать в три-четыре утра кормить свиней. Про то, как верблюдом качал воду для овец. Про то, что встречался с Хрущевым во время службы на тихоокеанском флоте в 1960-х годах, был на Кубе во время Карибского кризиса. Рассказал, что является дядей певца Александра Барыкина, того самого, который поет «Я буду долго гнать велосипед». Что держит большое хозяйство, сотню свиней, лошадей, в частности имеется арабский скакун. Дает в долг всей деревне, возвращают не все – некоторые умирают. На прощание он посоветовал нам не пить, не курить и стараться есть натуральную пищу, ссылаясь на свой пример – в его почтенном возрасте «всем его женам», как он выразился, по 20-30 лет, и одних официальных детей у него 5 или 6.

По пути из Куликовки столкнулись с зайцем, который несколько раз перебегал через дорогу между велосипедами с одной стороны в другую прежде чем окончательно убежать.

Снова заблудились. В результате не стали петлять по обозначенным на карте дорогам, а практически по прямой выехали к шоссе возле Вольска, точнее у населенного пункта Терса. Здесь мы с Саньком, находясь в самой густонаселенной местности за все время путешествия, вдруг устроили самый же длительный разбор карты. По пути к Вольску миновали несколько незаметно сменяющих друг друга поселков - Терса, Клены, Большевик. Был небольшой спуск по настоящему горному серпантину. Остановившись возле одного магазина поесть мороженого, мы наблюдали, как к нему подъехали два отличающихся только цветом лэндкруйзера, из которых вышли татуированные здоровые дядьки в камуфляже и зашли в магазин. Я сперва подумал, что это местная мафия, но обратив внимание на 150-й регион на их номерах, мы поняли, что это приехавшие издалека охотники. Найдя по дороге колонку с мощным напором воды, побаловались, подставляя под нее головы. Проехали Вольскцемент. Нас впечатлили его гигантские цилиндрические сооружения, высотой вероятно где-то с 12-этажный дом. А еще больше впечатлила однородная сероватая окраска всего окружающего - зданий, травы, деревьев. Мы постарались задержать дыхание и побыстрее уехать как можно дальше, поэтому охранника, направлявшегося к нам видимо с целью прекратить фотосьемку завода, не дождались. Спустились на берег Волги и устроили привал посреди индустриально-речного пейзажа. Я рискнул окунуться в воду и даже проплыть пару метров. Из-за опасения наступить на часто попадающееся там стекло проделал это в кедах. С предельным напряжением сил подняли велосипеды по крутому подъему от Волги.

Вольск оказался чрезвычайно холмистым городком. За все время, что мы по нему ехали - а это часа полтора-два - только однажды проезжали ровную территорию размером с квартал. Все остальное время до выезда на шоссе, ведущее к станции, приходилось ехать один-два квартала вниз, один-два квартала вверх. На подъемах мне понравилось ехать по тротуарам, преодолевая препятствия в виде бордюров, ступенек и тому подобного. Проезжали улицу Саратовскую. В одном месте неприятно поразила картина мусорки с роющимся в ней бомжом.

Последние километров 5 до Вольска-II ехали по трассе, преимущественно в гору. Времени до поезда оставалось несколько часов (прибыли к месту назначения в 17:35), поэтому планировали купить продуктов на станции и основательно поесть. Однако единственный на станции магазин оказался закрыт. Я вызвался съездить в город за едой. Поехал налегке, без велорюкзака. Сложил продукты в пакет типа "майка", ручками одел на подседельный штырь, а сам пакет положил на багажник. В результате когда на ж/д переезде велосипед подпрыгнул, пакет свалился, и заднее колесо прорвало его и зажевало пол-яблока. Устроили привал в леске рядом со станцией. Поупражнялись в метании ножа. Заблаговременно приехали на платформу и не торопясь разобрали и упаковали велосипеды.

Погрузились в поезд Иркутск-Волгоград и в 22:52 поехали. Проводница едва согласилась везти нас без багажных квитанций, утверждая, что в случае проверки вагона ревизоры оштрафуют ее за наши неоплаченные велосипеды. Она даже сходила к своему руководству и узнала, что ревизоров на этот день не предвидится. Поскольку, по ее словам, плата за провоз велосипеда составляет всего несколько десятков рублей, мы решили на будущее брать багажные квитанции во избежание любых придирок. Все три велосипеда на этот раз поместили в одно купе. Поспали.

 

4 мая (день в общем-то уже не походный)

 

Прибыли в Саратов в 2:21 ночи. Собрали велосипеды. Потеряли гайку, которой с одной стороны был закручен мой мультиключ, и которая постоянно откручивалась. Забегая вперед - проблема откручивания полностью решилась доработкой в виде гровера, который производитель почему-то поставить не удосужился. В самом конце пути до дома, буквально на последнем километре-двух у Яниного велосипеда застучал и перестал менять передачи задний переключатель. Пытаться чинить в темноте не стали, Яна доехала на фиксированной передаче. В четыре утра мы с Яной были дома, а Санек погрузил велосипед в машину и уехал.

А я, поспав с 4:30 до 7:00, поехал на работу, но там уже ничего особо интересного не было.

 

Послесловие

 

Сломался Янин переключатель предположительно из-за заклинившего цепь камешка. На место отломившегося шпенька в AllTech'е вкрутили винтик.

За время похода у нас всех обгорели руки и лица. У Санька и меня почему-то появилось перманентное онемение безымянного пальца и мизинца на одной руке у каждого (у меня на правой). У меня, как обычно после больших нагрузок, заболели колени, особенно правое. Все мы несколько осунулись, а Санек благодаря знакомству с контактными педалями получил множество синяков и царапин.

Однако, главное, что мы привезли с собой из этого похода - большой заряд хорошего настроения, много впечатлений и огромное желание продолжить развивать свой опыт в велотуризме. Да и не только вело.


К сильно сжатым фото
К слабо сжатым фото



Hosted by uCoz